Установление профессионального заболевания – диагноза и связи с выполняемым видом деятельности – осуществляется на основе Списка профзаболеваний. Список приводился в положении №5 к Приказу №90 от 14.03.1996 Минздравмедпрома; согласно ему профессиональные заболевания подразделяются на острые и хронические. Острые развиваются внезапно, в течение одной рабочей смены, в связи с влиянием опасных производственных факторов, интенсивность которых превышает предельно допустимые уровни или концентрации. К хроническим относят заболевания, возникшие вследствие того, что вредные и опасные производственные факторы длительно воздействовали на организм сотрудника.
Первичный диагноз устанавливает лечебно-профилактическое учреждение или его подразделения (центр профессиональных заболеваний, клиники и научные организации профессиональной патологии). Окончательное решение по диагнозу выносится специалистами Центра профпатологии. Процент потери трудоспособности оценивают медико-социальные экспертные комиссии; они же определяют группы инвалидности и необходимость в дополнительных видах помощи.
Список профзаболеваний был далек от совершенства и включал очень ограниченное число заболеваний, вызванных опасными производственными факторами и веществами. Все вопросы, связанные с экспертизой трудоспособности, возмещением ущерба здоровью и медицинской реабилитацией, решались на его основе. Многие граждане, получившие серьезные повреждения здоровья на работе, не могли рассчитывать на компенсацию именно потому, что их заболевание в списке не значилось.
Возможно, ситуация в этом году изменится к лучшему, поскольку Приказ № 90 1996 года утратил силу благодаря Приказу № 302Н Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 года. Новый список профессиональных заболеваний пока не утвержден, однако работа над ним ведется. К примеру, в начале февраля Федерация Независимых Профсоюзов направила письмо заместителю Министра здравоохранения и соцразвития РФ Скворцовой В.И. с заключениями ФНПР к первой редакции проекта Списка профзаболеваний с предложением о внесении расширений и поправок. К сожалению, они не только не были учтены, но даже не вошли в перечень разногласий, в связи с чем ФНПР вынужден был направить свои пожелания в Минздравсоцразвития повторно.