Уже месяц (с 8 апреля) как вступил в силу документ, определяющий типовой перечень мероприятий, реализуемых ежегодно работодателем с целью снизить уровень профессиональных рисков и улучшить охрану труда. Перечень утвержден приказом 181н от первого марта 2012 года Министерства здравоохранения и соцразвития в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса РФ.
Принимая во внимание, что условиями безопасности и охраны труда являются не только материальные, но и эмоциональные факторы, подразумевающие психологическую атмосферу в коллективе, работодателю необходимо предпринимать меры по обоим направлениям.
Материальная составляющая охраны труда
Конкретный и детальный перечень мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков и улучшению производительности труда каждый работодатель определяет сам. Среди рекомендуемых законодательством можно отметить:
- Установку средств, сигнализирующих о сбоях в работе оборудования, об авариях и других опасных ситуациях. Создание возможности полного или частичного отключения электроснабжения в экстремальных случаях.
- Создание новых и реконструкцию старых помещений для отдыха, обогрева, а так же устройство укрытий от яркого солнца и других вредных факторов производственной среды во время действий на открытом воздухе.
- Модернизацию помещений санитарно-бытового назначения, снабжение коллектива питьевой водой, улучшение режима освещенности и тепла в рабочей зоне.
- Использование сеток, ограждений и другой защиты от вредных факторов и разлетающихся предметов в зоне, где расположено движущееся оборудование.
Психологическая составляющая охраны труда
Требуется неформальный пересмотр рабочего пространства сотрудников. Для полноценной работы среднестатистическому человеку необходимо, чтобы коллеги находились от него на расстоянии минимум полтора метра. В противном случае отмечается несобранность, раздраженность, и низкая производительность труда.
Кроме того, почти в любом коллективе всегда есть один или несколько человек из категории скандалистов, клеветников, хамов, которые создают нездоровую эмоциональную обстановку коллектива в целом. Задача работодателя выявлять подобных работников собственными силами или привлекая сторонних специалистов-психологов, и применять меры дисциплинарного характера.