Поиск нового, толкового работника – это всегда серьезная проблема. Еще большие сложности вызывает процесс его привыкания к новому коллективу. Если адаптация прошла недостаточно успешно, то знающие себе цену профессионалы, как правило, не остаются: выкладываться на работе имеет смысл тогда, когда для этого есть соответствующие условия и стимулы.
По-хорошему, процедура вливания свежих кадров в новые обстоятельства должна начинаться еще на собеседовании, когда обе стороны сообщают о себе правдивую информацию. Это позволяет в дальнейшем избежать неприятных сюрпризов и взаимных разочарований.
Выделяют три направления адаптации – рабочее, социальное и профессиональное. Рабочее направление предполагает ориентацию в требованиях, диктуемых спецификой трудовой деятельности именно в данной организации: стандартны отчетности, форма общения с клиентами или поставщиками, детали корпоративной этики.
Целью социальной адаптации является установление ровных и адекватных отношений в трудовом коллективе. Другие сотрудники не должны демонстрировать превосходство. Им необходимо дружелюбно отвечать на все вопросы, касающиеся ориентации новичка на рабочем месте - к кому можно обращаться с той или иной проблемой, где принято обедать в перерыв, отмечают ли в коллективе дни рождения и каким образом и т.д.
Профессиональная сторона адаптации связана с формированием у нового сотрудника понимания перспектив и возможностей его дальнейшего служебного продвижения и совершенствования.
Помогают сотруднику привыкнуть к новому коллективу линейные менеджеры. Хорошо, когда в течение первых трех месяцев они уделяют человеку внимание, отслеживают процесс вливания в команду, интересуются, что его устраивает, а что нет, давая необходимые рекомендации. Идеальным же является вариант, практикуемый в крупных компаниях, как российских, так и зарубежных. К новенькому прикрепляется профессиональный коуч, который на первых этапах руководит всеми его шагами и вводит в курс всех рабочих тонкостей, включая информацию о социальных гарантиях и компенсациях работникам, подробностях внутреннего распорядка, корпоративной культуры.
Если все усилия оказались ненапрасными, можно поздравить руководство предприятия с ценным и перспективным приобретением – человеком, который легко находит общий язык с начальством и коллегами, хорошо понимает работу и ответственно к ней относится.